nscape (nscape) wrote,
nscape
nscape

Categories:

Пер Гюнт – 1. Тролли, пещера горного короля и самодовольство

Прочтенная пару месяцев назад (наконец-то!) книга Генрика Ибсена «Пер Гюнт» до сих пор не дает мне покоя. Произведение можно смело назвать гениальным. Думаю, многие знакомы с музыкой Эдварда Грига к «Пер Гюнту», а вот сама пьеса, совершенно незаслуженно, остается менее известной.

Пер Гюнт и Сольвейг

"Пер Гюнт" – достаточно раннее произведение Ибсена, написанное им в 1967 году.
Книга сложная и из всей совокупности достаточно тем, я хочу выбрать две, которые и предлагаю здесь обсудить: во-первых, тему троллей и "троллизма", и во-вторых, пуговичного мастера.

Действие первой части пьесы разворачивается на родине Ибсена – в Норвегии. Главный герой пьесы – Пер Гюнт, молодой повеса. В какой-то момент в повествование включаются сказочные мотивы: Пер Гюнт оказывается в Рондских палатах, легендарном царстве троллей.

В пещере горного короля
Тролли в скандинавской мифологии – небольшие злобные уродливые существа, часто с несколькими головами. Они ненавидят людей и часто оказываются людоедами. В пьесе царство троллей представляет собой гигантскую «пещеру горного короля», Доврского деда. Спасаясь от преследования, Пер Гюнт встречает «женщину в зеленом», которая оказывается дочерью короля троллей. Желание стать великим у Пер Гюнта столь велико, что он даже готов жениться на ней и стать королем в царстве троллей. Таким образом, в качестве жениха женщины в зеленом, Пер знакомится с ее отцом, Доврским дедом.

Пер Гюнт и Доврский дед

Доврский дед приглашает Пера к столу и задает вопрос: в чем, по его мнению, сходство и в чем различие человека и тролля? «Я разницы не нахожу – поверьте…», - теряется Пер Гюнт. На что царь троллей отвечает:

Доврский дед
И все-таки позволь!
Ты жил на свете — мы живем во тьме.
Да, схожи мы. Особенно тогда,
когда у нас нечисто на уме.
Но ты под небом солнечным рожден,
воспитывал тебя иной закон.
«Пребудь собой», — такой девиз людской,
а наш девиз: «Довольствуйся собой».

Пер Гюнт
По-моему, туманно

Доврский дед
«Самодовольство» — мудро, многогранно,
значительно и звучно это слово.
Прими его в дальнейшем за основу.


В конечном итоге, все в царстве троллей оказывается обманом: красивое они называют ужасным, мерзкое – прекрасным, вместо меда к столу подают помет. Перу подвязывают сзади хвост, так как в царстве троллей «только чернь гуляет без хвостов, а бант в хвосте подчеркивает власть». «Вильни» - просит Доврский дед.

Пер Гюнт
(сердито)
Так, что ж, в угоду королю
отречься мне от христианской веры?

Доврский дед
Нет, успокойся. Веры мы не тронем.
Ты, главное, умей казаться троллем,
усвой повадки наши и манеры,
а там, в душе, во что угодно веруй.


Здесь есть существенный момент: для того чтобы быть троллем достаточно просто им казаться. А вот для того чтобы быть христианином, надо чтобы вера перерастала во что-то большее, в какое-то действие. Поэтому, главе троллей без разницы верит ли Пер во что-либо или нет. А это и есть фундаментальная разница между «быть» и «казаться».
Дальше все, что происходит с Пером Гюнтом, начинает все больше и больше походить на кошмар:

Доврский дед
А что ты видишь? Только без вранья.

Пер Гюнт
Корову со смычком заметил я!
А рядом с ней в коротеньких портках
выплясывает грязная свинья.

Старший придворный тролль
Сожрать!

Доврский дед
Мы таковы в людских глазах.

Девушки-троллихи
Так вырвем прочь его глаза кривые!

Женщина в зеленом
(плача)
Я больше не могу! Я протестую!
Сестра ему играет, я танцую...


Вот такой видит Пер Гюнт свою будущую жену. Но самое страшное ждет Пера впереди: Доврский дед предлагает ему "лекарство" от человечности.

Доврский дед
Да! Вот она, природа человечья:
какие ей ни наноси увечья,
она кровавой коркой зарастет,
но выстоит и опрокинет гнет.
Уж как покладист нынешний мой зять:
и хвост себе позволил привязать,
и вместо меду выхлебал помет...
Уж вроде изгнан из него Адам, —
а приглядись, так он и ныне там!
Да, человечность, тягостный недуг,
придется полечиться, милый друг


Доврский дед
Твой левый глаз мы малость перекосим,
и нашу жизнь ты будешь видеть криво,
зато решишь, что в Рондах все красиво,
а правый глаз мы вырежем и бросим...


В ужасе и с большим трудом Перу удается сбежать из царства троллей. Но девиз «Собой доволен будь» надолго запоминается Перу, становится его жизненным принципом. И потом он не может понять, где он это услышал, не в Евангелие ли? Много лет спустя, уже старым человеком Пер Гюнт встречается с Доврским Дедом и узнает, что несмотря на то, что он сбежал из Рондских палат, несмотря на то, что внешне он человек, всю свою жизнь он жил как тролль...

Доврский дед
(вытаскивая из кармана старые газетные листы)
Ты не думай — у нас тут газеты свои.
Почитай, если хочешь, вот эти статьи.
Вот — по красному черным. И дальше. И вот.
Видишь, в «Дьявольской почте» — на целой странице,
«Пренсподнее эхо» — огромный отчет
о твоих достославных делах за границей.
Если ты не читал, посмотри, любопытно:
тут статья под названием «Парнокопытный»,
а вот это «О троллях», уже в «Блоксбергност»,
дескать, главное в тролле — не внешность, не хвост,
если хочешь, хоть шкуру отдай на ремни,
но ведь дело не в шкуре, а дело в судьбе...
«Тролль доволен собой», — вот что пишут они.
Ну, а далее... далее все о тебе.

Пер Гюнт
Так, выходит, я тролль?

Доврский дед
Вот, свидетельства есть!


Tags: Книги, Художественная литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments